29 января в Екатеринбурге благотворительная организация «Семья детям» провела круглый стол для представителей детских домов и Министерства социальной политики Свердловской области. На круглом столе были представлены результаты работы по социальной практике «Бывший детский дом», которая реализуется сегодня при финансовой поддержке Фонда Тимченко, а также заявлены основные потребности детских учреждений в их работе по устройству детей в семьи.
Напомним, что с 2015 года система детских домов в России меняется, сейчас одной из главных функции данных учреждений стало устройство детей в семьи и работа учреждений с кровными и приемными семьями по сопровождению. В этой связи очень важно помочь специалистам в преобразованиях, и дать им те навыки в вопросах устройства детей в семью, которыми они пока не обладают. Поддержка в реформировании требуется всем детским домам области, которые сегодня переименованы в социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних.
Работа «Семьи детям» в поддержке учреждений заключается в проведении комплекса мероприятий - организации семинаров и супервизий на темы «Работа с кровной семье», «Привязанность в жизни ребенка», «Кейс-менеджмент», «Устройство ребенка в приемную семью», «Профилактика эмоционального выгорания специалистов», также это обучение специалистов ведению Школы приемных родителей на территории учреждения, и индивидуальному сопровождению приемных семей.
Все это дает возможность повышения компетенций специалистов в решении новых задач, при этом специалисты учреждений отмечают также следующие потребности в организации своей работы: «Специалисты высказывают свои опасения по поводу самостоятельного ведения Школы приемных родителей и сопровождения, потому что сегодня на государственном уровне не предусмотрено обучение специалистов ведению школы, они в этом вопросе часто вынуждены заниматься самообразованием, что ведет к низкому качеству преподавания. А ШПР – это главная отправная точка в определении возможностей и готовности родителей в принятии ребенка в семью, и от ШПР зависит справятся ли родители, не вернут ли обратно ребенка в детский дом – говорит директор «Семьи детям» Лариса Бучельникова. – Например, специалистам, которые не получали поддержки от нашей организации в этом вопросе, не хватает знания, как правильно написать заключение для семьи по завершению ими ШПР, у них нет регламентов и соответствующей документации, на которую они могли бы опираться, им необходимы инструменты в работе с родителями. Основная проблема сегодня – это то, что у специалистов нет доступа к повышению своей квалификации в вопросах ведения ШПР и сопровождения, а требования в осуществлении этой деятельности есть. Кроме того, сегодня в детские дома попадает очень много детей, у которых были попытки самоубийства. Тяжело работать с такими детьми и специалистам важно знать, что делать. Но обучают в этом отношении специалистов учреждений подведомственных Министерству образования, а специалистов детских домов не берут и не приглашают на подобные курсы»
Вопрос квалификации кадров был затронут специалистами и в связи с передачей детских домов из Министерства общего и профессионального образования в Министерство социальной политики Свердловской области. Как отметили участники, у многих специалистов в связи с этим сняты квалификационные аттестации, отпуск у педагога стал в два раза меньше, скоро будут отменены льготы по стажу. Педагог в детском доме не считается сейчас педагогом, он относится к «прочему персоналу», говорят участники. Поэтому сегодня в детский дом приходят специалисты, которые долго там не задерживаются.
Сегодня в рамках работы «Семьи детям» индивидуальную поддержку в реформировании получили Екатеринбургский детский дом-интернат для умственно отсталых детей, бывший Малоистокский детский дом (СРЦН Октябрьского района Екатеринбурга), в 2019 году при поддержке Фонда президентских грантов начата индивидуальная работа с бывшим детским домом №3 (СРЦН Орджоникидзевского района Екатеринбурга), а также групповое сопровождение проходят еще 8 учреждений со всей Свердловской области. Результаты в цифрах на сегодня выглядят следующим образом:
72 сотрудника детских домов прошли обучение по устройству детей в семьи
8 детей возвращены в кровные семьи
Предотвращено попадание в учреждения 3 детей
38 детей устроены на постоянное проживание в приемные семьи
При ЕДДИ внедрен специальный модуль в Школе приемных родителей для семей, которые воспитывают детей с инвалидность.
Открыто 2 Клуба приемных родителей при 2 детских домах.
85 приемных семей получили психологическую поддержку